Предоставление жилого помещения по договору социального найма
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, таковое предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливаются Жилищным кодексом Российской Федерации.
Кто имеет право претендовать на предоставления
жилого помещения по договору социального найма?
В социальный наем жилье предоставляется гражданам, которые являются нуждающимися в жилых помещениях (см. ст. 51 ЖК), но не всем, а только тем, которые признаются малоимущими.
Малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом Орловской области от 06 февраля 2006 года №578-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года №378 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». В частности к таким заболеваниям, согласно вышеуказанному перечню относятся активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена и некроз легкого и т.д.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
В соответствии с ч.5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
В соответствии с действующим законодательством для того, чтобы встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо подать заявление в орган местного самоуправления по месту жительства, а также документы, подтверждающие право встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
С указанным заявлением и пакетом документов необходимо обращаться в администрацию поселения, на территории которого проживает гражданин, желающий встать на учет нуждающихся в жилом помещении
Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Законом Орловской области от 06 февраля 2006 года №573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
К таким документам относятся:
а) для проживающих в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, - решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания;
б) для имеющих в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания (приведенного в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации), при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, - медицинскую справку;
2) документы о признании граждан малоимущими;
3) справка о составе семьи и документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
4) паспорт (документ, заменяющий паспорт) заявителя и членов его семьи, достигших возраста 14 лет;
5) выписка из домовой книги или выписка из финансового лицевого счета;
6) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);
7) выписка из технического паспорта занимаемой квартиры (дома) с экспликацией;
8) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности на территории Орловской области (представляется заявителем и каждым членом его семьи).
Все документы представляются в копиях в одном экземпляре с одновременным представлением оригинала. Копия документа после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы.
В течение тридцати рабочих дней со дня представления заявителем документов, подтверждающих право граждан состоять на учете, орган местного самоуправления принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:
1) не представлены все необходимые для постановки на учет документы;
2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете;
3) представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;
4) не истек пятилетний срок с момента совершения намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В остальных случаях, орган местного самоуправления принимает решения о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включает его под очередным номером в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещения.
Гражданин принимается на учет со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления, а не со дня подачи документов.
Ведение учета граждан
Орган местного самоуправления (администрация поселения) проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Первая перерегистрация проводится по истечении одного года со дня постановки гражданина на учет. Каждая последующая перерегистрация проводится один раз в три года.
Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его право состоять на данном учете.
В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, ему необходимо явиться в администрацию поселения, на территории которого он включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий для оформления соответствующей расписки гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан не позднее чем через тридцать рабочих дней представить в администрацию поселения, на территории которого он включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, новые документы, подтверждающие произошедшие изменения.
Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения ими жилого помещения по договору социального найма или до выявления оснований снятия с учета.
Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилого помещения является закрытым и устанавливаются Жилищным кодексом РФ. Так, в соответствии со ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда в другое муниципальное образование на постоянное жительство;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган местного самоуправления сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии на учет.
Порядок предоставления жилых помещений
По общему правилу, предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в порядке очередности.
Однако Жилищным кодексом установлен перечень лиц, имеющих право претендовать на внеочередное предоставление жилых помещений.
На улучшение жилищных условий во внеочередном порядке согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеют право претендовать:
1) граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) граждане, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне. тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, процедура предоставления жилого помещения по договору социального найма довольно полно урегулирована законом. Жилищным кодексом установлены четкие основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказа в постановке на учет, снятия с учета и внеочередного предоставления жилых помещений.
При реализации полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма органы местного самоуправления сельских поселений сталкиваются с рядом проблем:
1) разрушение и обветшание муниципального жилого фонда;
2) отсутствие денежных средств в бюджете поселений для капитального ремонта, восстановления или приобретения жилых помещений взамен приходящих в непригодное состояние
3) отсутствие свободных жилых помещений, что обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии со ст.60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, а также возможностью приватизации жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Приватизация уменьшает количество жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, а бессрочные договоры социального найма приводят к отсутствию свободного муниципального жилья.
Вышеизложенные обстоятельства приводят к длительному ожиданию улучшения жилищных условий, в том числе при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.