Версия для людей
с ограниченными возможностями

29 марта 2024, 12:22 MSK

 
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

26 апреля Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф


Опубликовано 26.04.2017 г.

26 апреля исполнился 31 год, как произошел взрыв на Чернобыльской АС.  В районе уже 20 лет действует организация «Союз чернобыльцев России». Она призвана помогать ликвидаторам аварии на ЧАЭС, решать различные проблемы. Несмотря на давность событий, их не стало меньше. Это и юридические вопросы, и те, что касаются выплат вдовам. Очень остро стоит вопрос о санаторно-курортном лечении. Не хватает и жизненно-необходимых лекарств.

Преодолевать эти трудности помогает Новодеревеньковский союз, возглавляемый Александром Двуреченским.  Он обращается к коллегам в Орловский областной союз, находит там понимание и практическую помощь, в том числе от Виктора Фомичева, бывшего председателя и почетного члена ЦК «Союз Чернобыль России»

Александр Аркадьевич Двуреченский, вспоминая о событиях более чем 30-летней давности, не может говорить спокойно, ведь Чернобыль с его трагедией отнял у него здоровье, друзей, до срока ушедших из жизни, и часть души. С болью в сердце он поделился воспоминаниями о второй своей поездке в те места, откуда многие после аварии не вернулись. Первая поездка в составе орловской делегации была 2008 году.

Буквально 4 года спустя после посещения Чернобыля, Припяти и ЧАЭС  душа снова позвала в дорогу.

В 2012 году уже вместе с супругой и другими «чернобыльцами» из Орла Александр повторил тот маршрут. Чтобы еще раз пройти по этой земле, увидеть, что стало с ней за 26 лет после страшной аварии, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни, спасая мир от последствий масштабной катастрофы.

Сначала побывали в Киеве: с экскурсией в Киево-Печерской лавре, в музее боевой славы пожарных. Тех самых,  которые первыми приняли огонь на себя, не дав ему распространиться дальше. Приняли не только огонь, но и смертельную дозу радиации. Им героям-чернобыльцам, погибшим в первые недели и месяцы после катастрофы, возложили цветы к портретам и памятнику. Стали желанными гостями на школьном выпускном вечере, на митинге, приуроченном к очередной памятной дате.
Затем был город Чернобыль. На центральных улицах созданы условия, пригодные  для проживания сотрудников атомной станции, которые живут и работают здесь по графику. Чтобы закрыть ЧАЭС, которая,  и так, практически не работает, понадобилось еще несколько лет. В остановленных реакторах станции осталось ядерное топливо. Его необходимо извлечь и захоронить. Над этим и трудятся вахтовики.

Сегодня здесь мало, что напоминает о катастрофе, произошедшей 26 апреля 1986 года. Разве только что памятник ликвидаторам да бетонный саркофаг четвертого энергоблока.

Тогда, в марте 1987 года, ликвидировал последствия аварии и Александр Двуреченский. Он зачищал швы реактора, через которые разила смертельная радиация. Всего по 60-80 секунд в день длилась его вахта, но этих секунд не забыть никогда.  Потом работа на КамАЗе, и, ежедневно проезжая по дороге, ведущей на ЧАЭС, видел, как вырубали лес, окружавший всю территорию атомной станции.  После взрыва тот стал рыжим. Вернувшись сюда через 26 лет, Александр снова, на том же самом месте увидел деревья, и они тоже были желто-рыжими.  Видимо, впитала земля радиоактивную дозу на несколько поколений вперед.

Свое путешествие в прошлое «чернобыльцы» завершили в Припяти – городе – призраке.

Припять построили в 1970 году в восьми километрах от станции специально для персонала ЧАЭС. И самый первый страшный удар невидимого врага – радиации  обрушился на Припять. По сей день он остается самым зараженным городом чернобыльской зоны. «Там нет людей, кругом разруха и запустение, растут огромные деревья прямо на полуразрушенных зданиях» - вспоминает Александр Аркадьевич. Вспоминает, как его тогда, жителя Залегощенского района, вызвали повесткой в военкомат, от туда сразу отвезли в Орел, а там – Киев. Ни жене, ни маме объяснить ничего не успел. Позже написал письмо уже из Чернобыля. Вспоминает, как сначала ничего не ощущал, а затем в 1992 году попал в больницу. Дальше инвалидность.

Из Припяти уезжал с тяжелым чувством. Прошлое тянет сюда как магнитом, но лучше бы всего этого не было. Лучше бы эта авария была только страшным сном.

Эта пятидневная поездка оставила незабываемые ощущения.

Всего два месяца «там», но они разделили жизнь Александра на «до» и «после».

 

Юлия Кашкарова

Фото предоставлены А. Двуреченским.

 

 

 

 

 

 

 

 


© Администрация Новодеревеньковского района  

Версия для людей с ограниченными возможностями