Версия для людей
с ограниченными возможностями

27 апреля 2024, 13:05 MSK

 
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Православные храмы


Храм Святого Георгия Победоносца

в центре поселка Хомутово

 

 

Благодаря взносам и пожертвованиям жителей Новодеревеньковского района, организаций, служб, сельхозпредприятий, в самом центре поселка Хомутово построен прекрасный храм   во имя Святого Георгия Победоносца.

 Храм расположен на открытой площадке в  центре поселка. Здание  имеет центрическую крестообразную композицию с высоким световым шестигранным барабаном, завершенный куполом с фигурной главкой, которую венчает православный крест.

 Северный, южный, восточный и западный рукава креста здания завершена двускатными фронтонами, украшенными портиками.

 Окна в белых рамах украшают однообразную плоскость стены. На розовой стене четко выделяются обрамления окон - плоские прямоугольные выступы - лопатки и пилястры. В целом это обрамление напоминает крест. 

 

 

Казанская церковь села Кологривово

 

 

 

14 октября  2005 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы распахнул свои двери для прихожан храм во имя Казанской Божией Матери в селе Кологривово Новодеревеньковского района.  Восстановление церкви началось в 2001 году на средства предпринимателя из Москвы Ярослава Александровича Пескова. Инициатором восстановления церкви была мама Ярослава Александровича Валерия Николаевна Пескова. По ее словам, это большое дело она сделала в память  прадеда, Петра Ивановича Коновницина, представителя знатного графского и дворянского рода, родственного Романовым, Шереметьевым, Колычевым, который имел владения в Пасынках и Локотцах.

 

Из истории прихода.

Казанская церковь села Кологривово была построена в 1795 году тщением подпоручицы Федосии Васильевны Кологривовой. Здание было каменным, с такою же колокольней. В церкви имелось два престола: во имя казанской Божией Матери – в холодном приделе, в теплом – во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1903 году на церковной территории прихожане построили кирпичную сторожку, крытую железом, а в 1909 году был проведен капитальный ремонт Казанского храма села Кологривово. 

Церковь поддерживала до самой революции порядок на могилах вкладчиц Кологривовых. У храма имелась ограда, прекрасный плодовый сад. В эти годы прихожанин Александр Питерцев пожертвовал церкви около четырех десятин земли, расположенной в 10 верстах от села.

В 1916 году в селе Кологривово действовала учебно-показательная мастерская, земское начальное училище.

Священником перед Октябрьской революцией в Казанской церкви  служил Василий Введенский, псаломщиком – Михаил Темнов.  

 

 

Богоявленская церковь

в селе Старогольское

 

 

В 1991 году в старинном селе Старогольское на благотворительные  средства людей, коллективов организаций и предприятий района   была восстановлена Богоявленская церковь. 

Из истории прихода

Приход в селе Старогольское  возник около середины XVIII столетия, тогда же  построен деревянный храм Богоявления Господня с приделом Св. Михаила Архангела. В 1825 г. на средства княжны Александры Дмитриевны Горчаковой, прихожанки с. Дарищи, построена каменная церковь . В 1828 г. в ней устроены приделы во имя Св. Михаила Архангела и Св. Николая Чудотворца. При постройке трапезной с Никольским и Михаиле-Архангельским приделами частично переложили западную стену храма и примыкающие к ней части боковых фасадов. Первый ярус колокольни, стоявшей до этого отдельно, оказался внутри трапезной. Кирпичные стены были оштукатурены.  В 1874 г. все три иконостаса заменены новыми.
Храм в селе Старогольское всегда был ухожен и красив, как снаружи, так и внутри. В 1895-1896 годах на церковные средства обновлена живопись в трапезной, здание было отштукатурено и побелено снаружи. 
Вели службу в сельском храме два священника, диакон и  два псаломщика.  В эти годы церковным старостой был Никита Семенов. 
В Богоявленской церкви также существовали три престола. 
В приходе действовало пять школ (1916 год). В деревне Благодать, сельцах Гордоново, Смоленское, Евлань и Пасынки были открыты земские начальные училища. Церковно-приходские школы находились в с. Старогольское, деревнях Нижегольское и Гордеевка.
Богоявленский храм села Старогольское закрыли вначале 30-х годов XX столетия, а вновь открыл он свои двери спустя 60 лет.
В 1990 г. передан общине верующих и полностью отремонтирован. Вновь освящен в августе 1991 г. епископом Орловским и Брянским Паисием. 
 Церковь  расположена на возвышенности среди села Сторогольское - у дороги, к которой обращена восточным фасадом.
Монументальная архитектура памятника характерна для позднего классицизма. К прямоугольному ядру храма с ротодальным верхом с востока примыкает полукруглая апсида, а с севера и юга - антовые портики-лоджии, увенчанные фронтонами и напоминающие рукава креста. В объемной композиции здания доминирует стройная трехъярусная колокольня, завершенная куполом, венчающимся маковкой с крестом. 
 Три открытых интерколумния портиков фланкирована двумя глухими - между пилястрами. В торцах полузакрытых пространств лоджий сделаны узкие полукруглые ниши. В восточных закрытых частях устроены дъаконник и жертвенник. Барабан прорезан по основным осям полукруглыми окнами с двумя промежуточными стойками. 
 Грани четвериков колокольни прорезаны арочными проемами и обработаны тосканскими пилястрами по сторонам сдвоенными в первом и втором ярусах, одинарными в третьем. 
Рядом с храмом сохранились несколько надгробий XIX в., в том числе графа А. Ф. Горчакова.

 

 

 Троицкая церковь в селе Паньково

 

 

 

В селе Паньково Новодеревеньковского района действует церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, которую возвели фермеры Александр Владимирович Отрощенко  и Сергей Николаевич Васечкин

 

Из истории прихода

 

Церковь во имя Святой  Живоначальной Троицы в селе Паньково была построена в 80-х годах XVIII века тщением помещика, надворного советника Осипа Федоровича Шатилова. Здание было кирпичное, под железной крышей. В 1851 году здание   перестроено «иждивением» генерал-майора Ивана Васильевича и Иосифа Николаевича Шатиловых. В церкви значилось три престола: во имя Святой Живоначальной Троицы, Архистратига Михаила и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. При церкви имелось 40 десятин земли, из них – 33 пахотной. 
Вокруг усадьбы была устроена каменная ограда, крытая железом, деревянная строжка также была покрыта железом. 
Церковь располагалась в 150 верстах от консистории. Ближайшие храмы: Архангельская села Плоское в 5 верстах, Богоявленская села Богоявленского- Киселево – в 7 верстах. 
В приходе существовало образцовое двухклассное училище Министерства народного просвещения. 
В 1916 году священником в храме служил Вениамин Алексеевич Воскобойников, 1876 года рождения, окончивший Тульскую духовную семинарию. Псаломщиком – Александр Андреевич Сахаров. Церковным старостой прихожане избрали личного почетного гражданина Василия Александровича Сучкова, 43 лет, учителя Паньковской земской народной школы, существовавшей в 1865 году.

 

 

Церковь Михаила Архангела села Косарево

 

 

 

Из истории прихода


 

Архангельская церковь села Вышняя  Пшева – Косарево Новосильского уезда была построена в 1820 году тщением всех прихожан. Здание было кирпичное, с такой же колокольней. В храме два престола: во имя Архистратига  Михаила и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В штате в 1916 году было два священника и два псаломщика.
Церковь владела 37 десятинами земли, из которых 24 десятины находились под пашней. При храме существовало три кладбища: первое неизвестно когда возникло, второе, упраздненное в 1886 году, - в деревне Бездонное и третье, существующее с этого же года, - на правом берегу оврага «Хороший».
На церковной усадьбе стояла деревянная караулка. Расстояние от сельского храма до консистории ровнялось 155 верстам, от Новосиля – 18 верстам, от железнодорожной станции Верховье  - также 18 верстам. 
Церковным старостой был крестьянин деревни Бездонное Сергей Иванович Семенов. 
Священниками служили Василий Иванович Говоров и Николай Михайлович Череповкин. Псаломщики – Евфимий Игнатьевич Шиллинг и Сергей Стефанович Никольский.
Приход состоял из села Косарево, деревень Бездонное и Крутой Верх (Крутиловка). В них было 544 хозяйства и 4 800 прихожан. 
Ближайшие церкви находились на селах Нижняя Пшева и Суры. 
Школы прихода: земская двухкомплектная – в деревне Бездонное, и земская однокомплектная – в деревне Крутой верх. 
В настоящее время с 2011 года церковь Михаила Архангела устроена в приспособленном кирпичном здании бывшего детского сада в центе села Косарево. Внешне выделена главкой. 

 

 

 

 

Часовня в селе Судбищи

 

 

 

   В 2005 в честь  450 - летия Судбищенской битвы на въезде в село на месте памятного сражения  вблизи мемориального комплекса открыта часовня, построенная  на благотворительные средства прихожан, как символ православной веры и увековечивания памяти о доблестном подвиге предков, павших во времена освобождения нашего края от различных захватчиков.    

 На высоком фундаменте воздвигнуто четырехугольное здание из красного кирпича. Два окна и входная дверь выполнены в форме полуарок. Ко входу часовни ведут порожки, мощенные тротуарной плиткой красного цвета. Крыша четырехскатная, выполнена из металочерепицы зеленого цвета. Конек крыши венчает купол на цилиндрической основе, изготовленный из оцинкованного железа. На верхушке купола расположен православный крест.

 Внутри часовня отштукатурена. На задней ее стене размещен небольшой иконостас.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свято-Покровский храм

в селе Залесное

 

 

 

Из истории прихода

 

 В селе Залесном, как сообщают Клировые ведомости за 1834 год «церковь Покрова Пресвятой Богородицы постройкой вновь начата  в 1831 году, а в 1834 году окончена стараниями прихожан и священника Никиты Федотовича Петровского.

 Здание деревянное, из дубового леса, крыша покрыта листовым железом и выкрашена в зеленую краску».

 Церковь, по источнику 1834 года, «фасадом весьма благовидна», с колокольней, вырубленным восьмериком, по стенам была обшита тесом, окрашена желтой краской.

 Сегодня можно только представить, какая красота открывалась всякому при виде села Залесного. Среди цветущих садов и огородов, омываемых полноводными прудами, перед вашим взором вдруг возникает деревянная сказка в чудном сочетании зеленого и желтого цветов.

  Записи церковных архивных книг рассказывают о том, что рядом со зданием новой деревянной желто-зеленой стройной красавицы еще в тридцатые и сороковые годы стояла ветхая деревянная церковь без колокольни, неизвестно кем и когда построенная. Эта деревянная церковь, сообщают документы, датированные 1834 годом, была «крышею ветха и от давности существования с южной окраины в землю вросла, но Святой Антиминс еще не был снят, иконостас не выбран».   

 По штату здесь служил один священник, диакон, дьячок и пономарь. Земли при церкви имелось 64 десятины. Земля была дана Залесенской Покровской церкви по Указу Ее Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Самодержицы Всероссийской.

 Вот как описывает приход Залесенской  Покровской церкви статистик Петр Иванович Кеппен (1793-1864):

«Село Залесное Ефремовского уезда располагается при колодезях и прудах, имеет 810 жителей, деревни: Частый Хутор-население всего 36 человек, Домны (без колодезя) Новосильского уезда – 31 прихожанин, Селиванец -245 и пр., а всего 1 222 души обоего пола.

 До наших дней сохранился остов церкви в центре села из красного, хорошо, обожженного  кирпича.

 В государственном архиве Тульской области сохранилась и записка благочинного четвертого Ефремовского округа  священника Николая  Соколова, в которой он  сообщает, что им совершена закладка нового каменного храма в селе Залесном Ефремовского уезда, трапезной части во имя Чудотворца Николая и Архистратига Михаила 30 сентября 1903 года. Пригодились деньги, которые накапливались при Ефремовском казначействе с 1898 года из годичных церковных доходов в количестве 2 409 рулей 52 копейки. В июне 1904 года их было разрешено использовать на строительство храма.

 Однако сбор наличных не прекращался не на один день. На постоянных сходах прихожан Залесенской церкви покрова Пресвятой Богородицы выбирались доверенные люди для сбора доброхотных подаяний примерно такого содержания: «Дано удостоверение крестьянину села Залесного сей волости Николаю Федоровичу Стаброву, избранному приговором Залесенского приходского схода 19 сего августа на сбор доброхотных подаяний  на строящийся в селе Залесном каменный храм во имя Пкрова Песвятой Богородицы в том,  что он, Николай Стабров, поведения хорошего, под судом и следствием не состоял. Что подписью   приложением свидетельствует волостной старшина. Подпись. 23 августа 1905года»

 К этому времени уже была построена трапезная часть храма, покрыта железом, воздвигнут первый ярус колокольни и  покрыт тесом. На строительство поступило более восьми с половиной тысяч рублей, а сметная стоимость храма составлял 14 000 рублей. Со стороны прихожан помощь в деле стройки выражалась в бесплатном подвозе строительных материалов и в посильном пожертвовании натурой и деньгами.

 Прихожане старались изовех сил создать свой новый каменный храм. Они обращаются в соответствующие инстанции о предоставлении помощи  и некоторых льгот на постройку церкви. 11 июня 1905 года Тульское епархиальное начальство сообщило, что: «…ввиду бедности, усугубленной в текущем году полным неурожаем, постигшим почти весь Ефремовский уезд…просьбу о пособии находит заслуживающей уважения…»

 Но все равно в строительстве был двухгодичный перерыв. В 1907 году возводился фундамент под храм из кирпича и частью цокольного камня. За недостатком строительного материала фундамент был выведен всего на два аршина от земли, и на этом работа остановилась. В 1909 году прихожане просили церковное начальство перенести из старого храма придельный иконостас, устроенный в честь Святителя Николая Мирлийского Чудотворца, и поставить его во вновь устроенную трапезную в честь этого же святого, «так как оный почти новый и его лишь надо увеличить  на один ярус икон»

 Наконец 16 октября 1910 года были освящены с позволения епархиального руководства трапезная часть и колокольня.

 В мире уже назревали серьезные перемены, а наши земляки еще не закончили строительство своего храма. Они обращаются в Синод с просьбой о выдаче пособия Его Императорского Величества Великого князя Михаила  Александровича.

  В эти годы значительно выросли цены на строительные материалы. Строительному комитету Покровской церкви села Залесного  требовалось еще 12 тысяч рублей вместо первоначально заложенных в смету архитектором Сковронским 5 263 рублей. На устройство трапезной ушло 18 тысяч рублей, а сметой предусматривалось около 10 тысяч рублей.

 Прихожане Залесенской церкви стали расширять зону своего действия  по сбору недостающих средств. В архиве имеется прошение крестьянина села Залесного, сборщика Антона Анисимовича Исакова, в котором Исаков говорит, что он обошел за три месяца несколько селений Тульской епархии и собрал очень скудные средства и пожертвования. Но, так как урожай хлебов ожидается неудовлетворительный, он просит разрешения произвести сбор пожертвований в Московской и Калужской епархиях.

 Его прошение было поддержано в Тульской епархии, которая в свою очередь обратилась к Московской и Калужской епархиям.

Вскоре было получено разрешение, позволяющее в Калужской и Московской  Епархиях произвести сбор пожертвований.

  В феврале 1915 года в Тульскую Духовную консисторию пришло письмо из хозяйственного управления Священного Синода с сообщением о том, что прошение прихожан Залесенской церкви «помочь им достроить храм» оставлено без удовлетворения.

 Однако служба в построенной части Покровской церкви села Залесного уже велась. Была у залесенцев и своя местночтимая икона Божией Матери «Живоносный источник».

 Итог деятельности прихожан Покровской церкви села Залесного по сооружению храма подводят Клировые ведомости за 1916 год. В них констатируется, что Залесенский храм был построен в 1910 году тщением всех прихожан. Здание каменное, крытое железом, с такой же колокольней. Служба велась лишь в трапезной. Храм достраивался с 1914 года. В нем существовал один престол – во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В штате числился один священник.

 В приходе действовала церковно-приходская школа. В ней учительствовал Михаил Иванович Мерцалов, 38 лет.

 В настоящее время ведется сбор  денежных средств на восстановление церкви. 

 

Церковь Казанской Божией Матери

в селе Моховое

 

 


 

Из истории прихода

Каменная церковь во имя иконы Казанской Божией матери в Моховом Новосильского уезда возводилась в 1777 -1784 г.г. тщением приходского помещика, надворного советника Осипа Федоровича Шатилова. Рядом некоторое время находилась очень древняя, вросшая в землю, деревянная церковка.
Новая с каменной колокольней имела два престола: Казанской Божией Матери и Святителя Дмитрия митрополита Ростовского.
Приход состоял из села Моховое и деревень Карнади, Казинка, Суденка –Чебышево, Троицкое-Насоново, Новолысевки. В общей сложности насчитывалось 1600 прихожан. 
 В архитектуре здания соединились черты барокко и классицизма. Объемная композиция памятника состоит из квадратного четверика храма и примыкающих к нему прямоугольных объемов алтаря и сильно вытянутой по продольной оси трапезной, перекрытой коробковым сводом. Четверик заканчивается Трошками, но последние несут не восьмерик, а крутой восьми лотковый свод с люкарнами в основных гранях. С барокко связаны раскреповка углов, рисунок ушеобразных наличников, влияние классицизма ощущается в геометризме членений, их малой рельефности.   
 Лопатки, наличники, филенки обрисованы плоскими узкими насеками, что превращает структурные ордерные элементы в подобие орнамента; это ощущение усиливается зеленоватыми вставками над наличниками первого яруса и трапезной. 
                                     

 

Источники и литература

Лазарев Г.Г. На по ющих холмах /Г. Г. Лазарев, В.В. Ананьев. Изд-во ОАО "Типография "Труд", 2004г., 417 с. 

 

О. Логачева

© Администрация Новодеревеньковского района  

Версия для людей с ограниченными возможностями