Версия для людей
с ограниченными возможностями

21 октября 2018, 3:29 MSK

 
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Положение о комиссии


 

 ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новодеревеньковского района. 

 

Постановление от 27.09.2018 г. № 234 "О внесении изменений в постановление администрации новодеревеньковского района от 26 октября 2017 года № 276 "О Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новодеревеньковского района"

 

 

Положение  о Социальном патруле в Новодеревеньковском районе утверждено Постановлением администрации Новодеревеньковского района №335 от 18.12.2017 г

 

Скачать положение о Социальном патруле в Новодеревеньковском районе

 

Приложение 2 к Постановлению администрации Новодеревеньковского района от 18.12.2017 г.  № 33 «СОСТАВ СОЦИАЛЬНОГО ПАТРУЛЯ»

 

 

Порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новодеревеньковского района по выявлению, учету, организации индивидуально профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Утвержден Постановлением администрации новодеревеньковского района № 102 от 28.04.2017 г. 

 

  1. Общие положения

1.1.           Порядок взаимодействия субъектов системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новодеревеньковского района по выявлению, учету детей и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы, направленной на оздоровление обстановки в семьях (далее — Порядок), определяет механизм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новодеревеньковского района (далее -— органы профилактики) при выявлении факторов социального неблагополучия семей, воспитывающих детей, создание системы оперативного реагирования на ситуации, связанные с необходимостью принятия срочных мер по жизнеустройству детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи государства. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы         профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних», с учетом полномочий исполнительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

1.2.  Основные понятия, используемые в Порядке:

Федеральными законами: от 24.06.1999 года № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности    и правонарушений несовершеннолетних», от 24.07.1998 года № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ведомственными нормативными актами вводятся следующие понятия, используемые в работе с несовершеннолетними девиантного поведения, семьями, находящимися в социально опасном положении:

     Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

      Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

     Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, уход ребенка из дома, систематические пропуски ребенком занятий в учебном заведении и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

     Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

     Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

     Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

     Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия несовершеннолетнего не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.

     Дезадаптация социальная - следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей, - игры, познания, труда, общения.

     Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба несовершеннолетнему путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями (законными представителями), воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к несовершеннолетнему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

     Социальная адаптация ребёнка - процесс активного приспособления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

     Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

     Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая сведения о семье, ребенке; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, ребенка, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

     Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, экономического, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.

     Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

     Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

     Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей.

     Ребёнок - лицо, до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

     Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет.

1.3.    Главной целью деятельности субъектов профилактики по работе с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, является:

-     реализация государственной семейной политики на территории района, направленной на работу по профилактике безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних;

-     оказание своевременной и квалифицированной помощи семьям, нуждающимся в социальной поддержке:

-      социально-экономической;

-      психолого-педагогической;

-      медико-социальной;

-      реабилитационной;

-      правовой;

         -  иной.

1.4.    Задачи:

     Обеспечение согласованных действий органов и учреждений системы профилактики по реализации профилактических мероприятий в области предотвращения безнадзорности, социального сиротства детей.

Реализация межведомственного подхода в проведении индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации.

1.5.     Участники межведомственного взаимодействия:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новодеревеньковского района (далее — комиссия);

отдел образования, отдел образования администрации Новодеревеньковского района, исполняющий отдельные государственные полномочия в сфере опеки и попечительства;

 образовательные организации;

отдел по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике;

учреждения культуры;                          

МО МВД России «Новодеревеньковское», подразделение по делам несовершеннолетних МО МВД России «Новодеревеньковское»,;

БУЗ ОО «Новодеревеньковская ЦРБ»;

учреждения социальной защиты (обслуживания) населения: КУ ОО «ОЦСЗН» Новодеревеньковский филиал; БУ ОО «ЦСОН Новодеревеньковского района»;

         КУ ОО «Центр занятости населения Новодеревеньковского района»;

Советы общественности при сельских поселениях;

филиал по Новодеревеньковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области.

1.6.          Системообразующим (интегративным) органом координации межведомственного     взаимодействия  является     комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Новодеревеньковского района (далее - комиссия).

Комиссия в пределах своей компетенции осуществляет:

1)   меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, социальному сиротству, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних;

2)   меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Орловской области по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3)   меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Орловской области по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4)          рассмотрение представлений образовательных организаций об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации";

5)          оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, в том числе освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Орловской области;

6)   применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

1.7.   Критерии определения семей, находящихся в социально опасном положении:

1.7.1.                       Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе с применением мер административного воздействия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ:

- необеспечение обучения детей в школе, непосещение детьми дошкольных учреждений (не обеспечивают одеждой для посещения школы, канцелярскими принадлежностями, не создают условия для выполнения домашних занятий);

- необеспечение детей ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезону.

1.7.2.  Жестокое обращение с детьми:

- эмоционально-психологическое насилие над детьми (оскорбление и унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка);

- физическое насилие над детьми (побои, истязания, нанесение физических повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям физического и психического здоровья или отставания в развитии и даже к смерти ребенка);

-     покушение на половую неприкосновенность детей (вовлечение ребенка в действия сексуального характера);        

- экономическое насилие — отказ в содержании детей, лишение их собственных денег, запрет работать, принуждение работать, растрачивание денег семьи.

1.7.3.  Злоупотребление родителями спиртными напитками.

1.7.4. Употребление родителями наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача.

1.7.5. Бродяжничество родителей, отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта.

1.7.6. Привлечение родителей к уголовной ответственности с последующим осуждением к мерам наказания, связанными с лишением свободы.

1.7.7. Лишение родительских прав либо ограничение в родительских правах в отношении предыдущих детей и не должное выполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию в отношении остальных детей, а также при создании действиями или бездействием родителей (родителем) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью данных детей или препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

1.7.8.  Со стороны несовершеннолетнего:

-  бродяжничество, попрошайничество, уклонение от посещения занятий в школе;

-     употребление спиртных напитков;

-  употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача;

            - совершение правонарушения, повлекшее применение меры административного взыскания;

-  совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;           

            - осуждение несовершеннолетнего за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождение судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

-    совершение общественно опасного деяния и  не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

-    условно-досрочное освобождение несовершеннолетнего от отбывания наказания, освобождение акта об амнистии или в связи с помилованием;

-    осуждение несовершеннолетнего к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Семья и несовершеннолетний признаются в социально опасном положении при наличии одного из критериев, способствующих созданию угрозы жизни и здоровью ребенка.

1.8.   Способы получения информации: сообщения должностных лиц, граждан, по результатам профилактических мероприятий, из средств массовой информации, по результатам осуществления контроля за осужденными.

  1. Выявление и постановка на учёт (снятие с учёта) органами системы сопровождения семей, детей, находящихся в социально опасном положении

2.1.   Выявление и постановка на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении, проводится с целью оказания помощи по выходу семьи из социально опасного положения, определения форм работы с конкретной семьей, ребенком и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы всеми заинтересованными ведомствами.

2.1.1.    О выявленном факте неблагополучия в семье ответственным специалистом органа (учреждения) системы профилактики незамедлительно направляется письменная информация в комиссию.

2.1.2.    Специалист комиссии фиксирует в журнале поступление информации о семье.

2.1.3.    О выявлении фактов нахождения детей в социально опасной обстановке должностные лица органов и учреждений системы профилактики в течение суток письменно информируют также заинтересованные ведомства в соответствии с их компетенцией, определенной ст. 9 Федерального Закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ.

2.2.   Сообщения о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, могут поступать в комиссию в следующих формах:

1)              акты обследования жилищно-бытовых условий семьи - от глав поселений, специалистов отдела образования, органа опеки и попечительства, учреждения здравоохранения, социального обслуживания семьи и детей;

2)                представления (определения) о причинах и условиях, способствующих совершению правонарушения несовершеннолетним от органов внутренних дел, прокуратуры, суда;

3)    устные, письменные сообщения в произвольной форме органов и учреждений системы профилактики, уголовно-исполнительной инспекции, от граждан, общественных организаций.

2.3.        С целью проверки фактов, изложенных в сообщениях о социально опасном положении детей, и принятия решения о постановке семьи на учет, комиссия организует выезд рабочей группы по месту жительства семьи, в состав группы включаются представители органов, учреждений системы профилактики (орган опеки и попечительства, отдел образования, ПДН МО МВД России  «Новодеревеньковсковское», БУ ОО «ЦСОН Новодеревеньковского района», КУ ОО «ОЦСЗН» Новодеревеньковский филиал).

2.3.1.   По результатам посещения семьи по месту жительства представителями БУ ОО «ЦСОН Новодеревеньковского района» заполняется акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий семьи.

2.3.2.   Оформленный в ходе посещения семьи по месту жительства акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий семьи передается ответственному секретарю комиссии.

2.3.3.   Ответственный секретарь комиссии вносит в повестку ближайшего заседания комиссии рассмотрение вопроса о постановке семьи и ребенка на учет по категории «социально опасное положение».

2.3.4.   На заседании комиссии вносятся предложения членов комиссии для подготовки проекта индивидуальной программы социальной реабилитации семьи и ребенка, находящихся в социально опасном положении, (далее — ИПР) и принимается решение о постановке на учет семьи, находящейся в социально опасном положении. Ответственный за оформление ИПР является БУ ОО «НМСРЦН «Азимут»

2.3.5.   Решение о постановке семьи, ребенка на учет по категории «социально опасное положение» и организации индивидуальной профилактической работы фиксируется в протоколе заседания комиссии.

2.3.6.   После принятия решения о постановке семьи, находящейся в социально опасном положении на учет, установочные данные на семью, ребенка заносятся в единый банк данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении, формирование и ведение которого возлагается на комиссию.

2.4. Утверждение индивидуальной программы социальной реабилитации семьи и ребенка, находящихся в социально опасном положении, осуществляется на очередном заседании комиссии.

2.4.1.      Индивидуальная программа социальной реабилитации семьи и ребенка, находящихся в социально опасном положении за подписью председателя комиссии передается в те ведомства, представители которых задействованы в ее исполнении.

2.4.2.      Реализация утвержденных на заседаниях комиссии мероприятий индивидуальной профилактической работы с семьей, ребенком является обязательной для всех субъектов системы профилактики и контролируется комиссией.

2.5.     БУЗ ОО «Новодеревеньковского ЦРБ» в пределах своей компетенции организует: круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутый и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

2.6.     В случае изъятия ребёнка из семьи для временного жизнеустройства направлением в стационарное учреждение системы социальной защиты населения занимается орган опеки и попечительства отдела образования администрации Новодеревеньковского района.

2.7.     Контроль за работой с семьями:

2.7.1.     Ежеквартально, при необходимости чаще, на заседаниях комиссии заслушивается отчет субъектов системы профилактики об эффективности проведенной работы с семьей, ребенком с занесением результатов выполненных мероприятий в бланк утвержденной ИПP, что позволит каждому органу системы профилактики иметь информацию обо всех реабилитационных, профилактических мероприятиях, проводимых с семьей, ребенком.

2.7.2.     На заседании комиссии согласовывается график посещения семей по месту жительства органами и учреждениями системы профилактики в зависимости от ситуации в семьях. Исполнение этого графика контролирует комиссия.

2.7.3.     Посещение семьи по месту жительства оформляется справкой либо актом, которые присоединяются к ИПР.

2.7.4.     Подведение итогов и оценка результативности проводимой работы с конкретной семьей, ребенком осуществляется не позднее, чем через 6 месяцев после постановки семьи, находящейся в социально опасном положении, на учет на заседании комиссии.

2.7.5.     Допускается внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации, в случаях изменения обстановки в семье - может быть увеличена или уменьшена периодичность контрольных посещений семьи, может быть принято решение о ходатайстве по лишению либо ограничению родителей родительских прав, при полном устранении факторов социально опасного положения может быть принято решение о снятии с учета семьи.

2.7.6.           В случае если профилактические меры, осуществляемые субъектами системы профилактики, не дали положительного результата и оставление ребенка (детей) с родителями (родителем) является опасным для несовершеннолетнего (несовершеннолетних) и нарушает его (их) права и интересы на заседании комиссии принимается решение о направлении материалов в суд об ограничении или лишении родительских прав.

2.8.     Вопрос о снятии с учёта данных семей решается на заседании комиссии в случаях:

 исправления (по согласованию с органами и учреждениями системы профилактики);

достижения детьми возраста 18 лет (совершеннолетия);

лишения (ограничения) родительских прав;

осуждения родителей к лишению свободы.

 

  1. Заключительные положении

3.1.         Порядок информирования о проведении индивидуальной профилактической работы с семьями, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в органах и учреждениях системы профилактики.

3.1.2.  Органы и учреждения системы профилактики организуют системную работу по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

3.2.         Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

 

О Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Орловской области (с изменениями на 25 сентября 2017 года)

© Администрация Новодеревеньковского района

Версия для людей с ограниченными возможностями